Дизайнер-
маньяк Яна Франк исследует редкий подвид
Homo Sapiens – креативных
директоров
ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНОЕ УПРАЖНЕНИЕ
взято в журнале [КАК]
Я в первый раз проделала такое упражнение из-под палки, еще во время учебы. Прошла, как водится, все традиционные попытки отвертеться и выполнить его неправильно, в тепличных условиях и с меньшим размахом. Но меня заставили сделать как надо. Во второй раз я проделала его добровольно, после примерно 12 лет работы дизайнером. Мои работы стали отточенными и чистыми, у меня их довольно быстро принимали заказчики, все было вылизано и красиво. Я честно работала над цветами, композицией, и даже самоотверженно искала изюминку для каждого, даже самого банального сайта. И все же. Где-то в глубине моей души росло чувство, что мои работы умирают, становятся какими-то скучными, скованными и неинтересными. При виде моих дизайнов давно никто не говорил «вау» (хотя регулярно сдержанно кивали головой, и говорили «отлично»). Но «отлично» это не «вау», сами понимаете.
И тут я вспомнила про это задание.
На этот раз я подошла к нему со всей серьезностью, и действительно, оно имело такой же эффект, как ив первый раз: после его выполнения в моих работах что-то изменилось. Хотя упражнение не имеет отношения к дизайну, оно откладывает отпечаток на всем. После него человек начинает иначе делать все, от плакатов до шрифтовых работ, сайтов и верстки.
И, кстати, автора вовсе не «пробивает на беспредел», если вы это подумали. Просто что-то меняется. Попробуйте, вы поймете, о чем я. Не зря позже выяснилось, что такое принудительно делают в большинстве хороших вузов Европы, именно на отделениях дизайна и графики.
Итак, надо сделать примерно такое:
Автор всех работ:
Ralph Steadman
Обязательные условия:
– Оно должно делаться живыми материалами: красками, тушью, на бумаге.
– Оно должно быть больше, чем вы. Минимальный формат листа – 80х100 см, идеальный – метр на полтора. Замахиваться на более крупные форматы советую только счастливым обладателям немалой физической силы, т.к. метать краски на многие метры – тяжелый труд.
– Нужно много места. Самые динамичные кляксы получаются примерно с двухметрового размаха. Так же при их создании краска еще примерно на два метра перелетает через поле боя. Так что задание нужно выполнять где-то, где можно себе позволить «насвинячить». Лучше всего – у кого-то в мастерской, в заброшенном доме, в складском помещении. Или в сносную погоду – во дворе. (Я развожу такое свинство на балконе, моему балкону терять нечего).
– Нужно сделать минимум 50 вариантов! Приготовьте 50 больших листов и подумайте, куда вы их будете откладывать в процессе работы! Вы должны войти в раж!
Упражнение выполняется правильно, если вы скромно начали размешивать краску в чем-то маленьком, потом взяли мисочку побольше. Потом поняли, что для хорошей кляксы нужно много краски, а много краски впитывает кисточка побольше. И где-то на десятой работе вы должны, плюнув на все, и поняв, что все равно уже безнадежно перемазались, отбросить в сторону кисточку, развести краску в миске побольше, и начать размазывать и разливать ее чем-то посерьезнее. Будь то бумажное полотенце, щетка, сохранившаяся после ремонта, или тряпка. Самые молодцы где-то на середине работы просто переходят на швабру.
– Нужно относиться к делу серьезно. Понятное дело – вы должны мазать, красить и швыряться краской! Но так же обязательно смотреть на результат и прислушиваться к себе. Какие варианты кажутся наиболее удачными? Вдруг показалось, что какой-то развод вышел особенно выразительным? Надо подумать, за счет чего. На следующем листе попробовать воспроизвести удачное, усовершенствовать то, что получилось. Где-то появился проблеск хорошей композиции? Об этом тоже стоит задуматься, и в следующий раз заливать лист более осмысленно. Нечаянно получился какой-то эффект? Например, при попытке отнести лист в сторону все потекло, и получились интересные разводы? Хорошо бы попробовать с этим эффектом поиграть.
Чем дальше в лес, тем больше во всем этом месиве вырисовывается чего-то симпатичного. Появляются идеи, чего бы смешного или выразительного туда пририсовать. Какую деталь добавить, чтобы оно совсем заиграло.
Надо сказать, что наибольшую пользу такие занятия приносят тем, кто больше всех презирает подобные работы, считает их «совсем не своим стилем» и уверены, что эта гадость им точно никогда не пригодится. А если вы всю жизнь ненавидите авторов таких работ, и считаете их подлыми наглецами, у которых «как только рука поднимается показать такое людям», и «как язык поворачивается назвать такое работой!» – тогда это очень полезное упражнение точно изменит вашу жизнь!
Яна Франк
Ну чтож, осталось найти время и место и хотелось бы спонсора, но, наверное можно и без него. Предлагаю еще раз поговорить с Кириллом. Если не получиться-попроситься к Ане на дачу.?
ОтветитьУдалитьда что-то думаю, прежде чем в народ идти, надо бы самим попробовать...
ОтветитьУдалить